LEXUS ПРИГЛАШАЕТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЯПОНСКИМ ИСКУССТВОМ АМЭДЗАИКУ
- Амэдзаику — искусство создания миниатюрных сахарных леденцов, которые напоминают настоящие стеклянные скульптуры.
- В стремлении к совершенству мастер амэдзаику Шинри Тезука похож на знаменитых мастеров Такуми, которые доводят до идеала каждый автомобиль Lexus.
- Еще одна японская традиция, внешне перекликающаяся с леденцами амэдзаику, —резное стекло Кирико, которое используется в эксклюзивном интерьере бизнес-седана LS.
- Сейчас гости Токио могут посмотреть и приобрести уникальные леденцы в двух магазинах Шинри Тезука.
Бренд Lexus приглашает вас познакомиться с одним из уникальных японских искусств — амэдзаику. Как и многие другие ремесла этой страны, оно дошло до нас из далекого прошлого. Для Lexus очень важно уделять внимание таким локальным искусствам и рассказывать о них миру, поэтому бренд постоянно использует подобные технологии в своем производстве. Начиная от практики мастеров Такуми, без которых не обходится производство ни одного автомобиля, и заканчивая эксклюзивными вставками из стекла Кирико.
Если посмотреть на леденцы, которые производит мастер Шинри Тезука, кажется, что они сделаны из стекла. На самом деле, это миниатюрные сахарные скульптуры: в период Эдо, когда в Японии процветало уличное искусство, это ремесло пользовалось большой популярностью, но сейчас в стране осталось всего несколько мастеров амэдзаику. Однако, Шинри Тезука сумел превратить некогда обычные детские леденцы в настоящее произведение искусства.
Грациозный олень, золотая рыбка или крошечные мальки — все это создается за считанные минуты с помощью мастерства рук и крошечных ножниц. В своем стремлении к идеалу и исключительном внимании к деталям Тезука очень похож на мастеров Такуми, которые создают автомобили Lexus, доводя до совершенства каждый элемент. Для инженера бренда нет более почетного звания — среди 7700 сотрудников завода Lexus на остров Кюсю всего 19 мастеров Такуми. Каждый из них, обладая не менее чем 25-летним опытом, применяет свои навыки на определенном этапе производства автомобилей, и это занятие является их главным увлечением и вдохновением.
Само искусство амэдзаику напоминает еще одну японскую традицию — Кирико, которая заключается в создании узорчатого стекла, по-разному отражающего свет в зависимости от направления лучей и точки, в которой находятся глаза наблюдателя. Из стекла кирико японцы делают вазы, стаканчики для саке, и другие украшения, однако Lexus применил это искусство в дизайне дверных панелей элегантного седана LS. Сложность состояла в том, что игра света на бокале, например, происходит, пока выпивающий говорит тост и крутит стакан в руке. Но один из мастеров Такуми придумал, как выйти из ситуации — рисунок наносится на прототип, после чего грани режутся вручную под разным углом к поверхности. Общая продолжительность обработки стеклянных элементов по такой технологии занимает 18 месяцев.
«Ограниченное время — пожалуй, самый сложный аспект амэдзаику, ведь сахар полностью застывает примерно за 5 минут» — объясняет Тезука. Мини-скульптуры создаются из шариков, которые Тезука «отщипывает» от растопленной при 90°C сахарной массы. Каждый шарик помещается на стеклянную трубочку, и начинается волшебство: с точностью нейрохирурга Тезука делает два небольших надреза на месте жабр и обозначает плавники. За считанные минуты в руках мастера появляется форма рыбы. После этого с помощью миниатюрного паяльника он аккуратно растапливает поверхность фигурки, чтобы добиться стеклянного блеска. Затем появляются глаза, рот, и начинается кропотливая работа по созданию чешуи с помощью заточенного края ножниц — на каждую сторону уходит более получаса, чтобы чешуйки были правильной формы и разного размера. Пищевыми красками разных оттенков мастер ставит блики на изделие, и спустя какое-то время в его руках бьет хвостом настоящий маленький карп, совсем непохожий на обычный леденец.
Тезука с юного возраста любил делать что-то своими руками, поэтому мастерство пришло к нему довольно быстро. Не сумев найти наставника, который бы делал кристально прозрачные образцы амэдзаику, он самостоятельно разработал нужную технологию. В 2013 году он открыл свой первый магазин-студию в районе Асакуса, Токио. Сейчас это место в старом центре города используется для производственных и складских целей, а рядом и недалеко от телебашни Tokyo Skytree расположены два новых магазина.